Блог студии itworks

Пишем про сайты, веб-дизайн, маркетинг в интернете

Полезные приемы для копирайтеров. Часть 1.

28 мая 2015

itworks-studio-writing-advices

 

Текст — самый распространенный канал коммуникации. Не единственный и не абсолютный, но очень недооцененный. К сожалению, 80% сайтов, с которыми я сталкиваюсь, напрочь забывают об этом факте. Хороший текст должен рассказывать посетителю о продукте. Понятно, честно и лаконично. Хорошее описание отвечает на вопросы пользователя и позволяет сделать выводы о качестве продукта. Чтобы составить такое описание, вам нужно погрузиться в мир читателя.

 

Эта статья открывает цикл советов для копирайтеров. Материал будет полезен всем, кто работает с текстом, независимо от отрасли, уровня и опыта. Мы научимся мыслить в мире читателя, формировать структуру текста, правильно излагать свои мысли, безжалостно сокращать и редактировать.

 

Читайте вслух

 

Это простое правило позволяет сделать текст более понятным и избавиться от речевых ошибок. Болезнь неопытного писателя и копирайтера — длинные сложносочиненные конструкции, в мельчайших подробностях описывающие последовательность действий или качества объекта, о котором идет речь в повествовании.

 

Если бы я прочитал предыдущее предложение вслух, я бы точно не оставил его в таком виде. Давайте разобьем. Сложносочиненные конструкции выдают неопытного писателя. Такими предложениями автор пытается составить исчерпывающее описание объекта. На самом деле, длинные предложения сложнее воспринимаются мозгом. В сложносочиненной конструкции очень легко потерять смысл.

 

Когда человек читает текст, он слышит голос у себя в голове. Голос озвучивает слова и предложения, преобразует их в мыслеобразы. Текст преобразуется в информацию и дополняет модель мира в наших головах. Любая заминка в виде трудновыговареваемых словосочетаний или речевых оборотов, усиливающих или дополняющих и так вполне законченный образ, мешает внутреннему голосу считывать и анализировать информацию. Чтобы не перегружать мозг, большинство читателей просто закроют такой текст.

 

Сокращайте. Попробуйте убрать сомнительный кусок текста и перечитать предложение без него. Если смысл не изменился — оставляйте сокращенный вариант. Краткость — сестра сами знаете кого.

 

Используйте программы для редактуры

 

Незаменимая штука — эти роботы. И ошибки найдут, и оптимизацию проверят, и рекомендации дадут. Главное правило здесь: «Сомневаешься — проверь в словаре». Программа остается программой и в своих ответах опирается на заранее подготовленные базы и алгоритмы. Русский язык — слишком сложный и многогранный инструмент, чтобы уместить его в рамки несовершенного искусственного интеллекта. Поэтому ни в коем случае нельзя верить программам на 100%. Помимо здравого смысла, я использую четыре основных сервиса для редактуры текста:

 

Орфограммка — удобный и быстрый сервис для проверки орфографии и пунктуации. Есть фильтры, которые делят ошибки на группы и подсвечивают разными цветами. Инструмент не идеальный, часто неверно идентифицирует названия и имена собственные, но весьма неплохо находит орфографические ошибки. Рекомендую для финальной проверки текста, перед отправкой заказчику.

 

Плагиатус от Advego — чудесная утилита, которой меня в 2009-м пугали преподаватели в институте при подготовке курсовика. Программа сканирует сеть и ищет похожие фрагменты текста. Уникальность текстов в вебе — важный критерий. От него зависит поисковая позиция вашего сайта. Если тексты неуникальные — можно схлопотать бан от поисковиков. А это — потеря 80% трафика.

 

СЕО-анализ от Адвего — любимый инструмент оптимизатора, анализирует качество текста и считает количество ключевых слов. Здесь главное не увлекаться. Ключевые слова должны быть на первых местах по частоте употребления, но не превышать определенного эталонного количества. Помимо ключевых слов сервис высчитывает процентное содержание стоп-слов и «воды». Все эти параметры тоже учитываются поисковыми системами при индексации текстов.

 

Главред — профессиональный инструмент для анализа текстов в информационном стиле. Эта штука находит речевые ошибки и помогает сделать текст более понятным и читаемым, избавиться от информационного мусора. Дает рекомендации и подсказки. Идеально подходит для коммерческих текстов, предложений, релизов и описаний. Для любого текста, чья задача — донести информацию до читателя.

 

Почистить — поспать — почистить. Повторить N раз

 

Никогда еще хороший текст не получался с первого раза. Для качественной редактуры мозгу необходим отдых. Пока автор анализирует информацию и преобразует ее в текст, его мозг перегружается этой информацией. Попробуйте писать о каких-нибудь скучных гвоздях на протяжении пяти часов. Велик риск, что они явятся вам в ночном кошмаре. Дизайнеры называют это «замыливанием взгляда». Поэтапная работа позволяет взглянуть на текст с разных сторон. Со стороны эксперта, редактора и читателя. После того, как каждый из внутренних цензоров внес свои поправки, мы можем отправлять материал на публикацию.

 

К примеру, на эту статью я потратил 4 дня:


Первый и второй день — подготовка материала. Составить план, выписать максимум информации. Прямо так, как крутится в голове. Систематизировать и группировать. Добавить подзаголовки и разбить на абзацы. Поесть. Забыть. Поспать.

 

Третий день — внимательная вычитка и редактура. Проверить структуру абзацев, логичность повествования, разбить сложные предложения, убрать стоп-слова. Поесть. Забыть. Повторить дважды. Поспать.

 

Четвертый день — финальная редактура. Прогнать через редакторские сервисы. Убрать стоп-слова, сократить, наполнить. Подобрать картинку, сверстать, опубликовать. Расшарить.

В третий день статья сократилась на 30%. В четвертый — еще на 15%. Каждый день я находил новые ошибки и сложные обороты. Можно было бы править еще, но уж очень мне хотелось побыстрее поделиться статьей с вами.

 

Пока достаточно. Следующие несколько советов появятся в блоге ITworks Studio через неделю. Есть время потренироваться. Будем рады вашим вопросам по веб-дизайну, графическому дизайну, копирайтингу и интернет-маркетингу. Пишите нам, будем рады вопросам. Самые интересные осветим в следующих публикациях. Следите за новостями!

Поделиться
Запинить

2 комментария

  • Алекс

    Все это очень мило и прекрасно, но современному сео-копирайтеру жрать будет на следующий день просто нечего, если придерживаться всех указанных пожеланий - типа безжалостного сокращения объема и многодневной неспешной вычитки. Если конечно сидеть на офисе где-то в Москве или Питере со штатной зарплатой, то можно и стараться по полной программе и вылизывать одну статью. Но сео-копирайтер на фрилансе будет просто голодный! Ибо огромная масса людей работает за килознаки. И не пытайтесь убедить, что все в ваших силах - карьерный рост, переход в другие ниши и тп. И тем более речь не о продающих текстах - это другая кухня. Рынок сео-копирайтинга перенасыщен в силу легкости освоения профессии и его участники демпингуют
  • Дмитрий

    Не могу не согласиться. Однако здесь речь не конкретно о сео-копирайтинге, а о работе с текстом в целом. Сеошники берут объемом, поэтому стимулов совершенствоваться у них немного. Однако, существует множество других направлений работы с текстом: рассылки, контент-маркетинг. Даже текст в интерфейсе зачастую влияет на конверсию сайта. Могу привести несколько примеров, где работа копирайтера оплачивается соответственно затраченному времени. Это хорошая и правильная, на мой взгляд, практика. И здесь уже повышаются требования к тексту. При этом возрастают затраты на разработку, но и эффективность сайта растет. А значит — и выручка его владельца.

Ваш комментарий

Ваше имя
Текст